Логопедические занятия для детей, их важность в развитии. когда и почему нужно вести ребенка к логопеду

Содержание

Сетевые решения НИКС

Лучшие пособия по логопедии для дошкольников

Логопедические пособия существуют как для родителей, так и для практикующих специалистов.

Логопедический материал общего плана

Для своевременного развития детей без отклонений в произношении и восприятия звуков, существуют полезные методические пособия, направляющие по верному пути развития здорового ребенка. Такие книги, как:

  • «Логопедический букварь», Н. Тегипко;
  • «Логопедия, основы теории и практики», Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева;
  • «Артикуляционная Азбука» издательства Карапуз.

Методическое пособие для начинающих логопедов

Любой современный книжный магазин предлагает широкий ассортимент литературы для практикующих специалистов.

Интересно! Чем выше квалификация логопеда, тем больше методических пособий он стремится изучить, в отличие от начинающих специалистов, которые считают, что полученного образования в ВУЗе достаточно.

Методическое пособие «Уроки Логопеда» Н. С. Жуковой ориентированы на построение занятий с ребятами, имеющими нарушения. Автор ни одно десятилетие изучает ступени развития дошкольной речи, и на основе полученных результатов создает методички, которые должен иметь каждый практик на своем рабочем столе.

Уроки логопеда, книга

Книга для воспитателей детского сада

Воспитатели, в группе которых есть ребята с нарушениями в развитии речи, должны в практике применять сценарии построения дня, описанные в популярных пособиях:

  • Т. Суворова «Танцевальная ритмика для детей»;
  • Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка».

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда

Важным условием для качественного развития речи является непрерывный контакт воспитателя и логопеда. В группе желательно наличие уголка развития речи, в котором будут приспособления, развивающие мелкую моторику рук и игрушки для развития речевого дыхания.

Интересно! Консультации логопеда для родителей в старшей или подготовительной группе детского сада должны подкрепляться контролем воспитателя, который в своей работе отмечает наличие или отсутствия прогресса у ребенка, пока он находится на территории учреждения.

Общие правила и рекомендации

Для достижения положительного результата необходимо строго придерживаться определенных правил, которые включают в себя следующие пункты:

тренировки должны проводиться в непринужденной обстановке;
больной должен быть спокоен;
исключаются всяческие помехи (включенный телевизор и пр.);
продолжительность одного занятия длится минимум 10 минут;
начинать уроки надо постепенно с 3-х минут;
количество тренировок в день – 4-6 раз;
придется строго соблюдать все предписания лечащего логопеда;
важно разнообразить занятия и заранее продумывать их ход.

Особенности занятий с детьми

Дети в силу своего возраста не понимают всю важность логопедических тренировок, поэтому их нужно заинтересовать. Для этого используются разнообразные игровые уловки

Кроме того, нужно придерживаться следующих принципов:

каждое занятие должно быть интересным, запоминающимся и разнообразным;
запрещено на ребенка кричать, ругать его за отсутствие интереса к упражнениям;
важно поощрять и все время хвалить, даже если пока ничего не получается;
родители должны произносить все слова четко и понятно, так как малыши всегда копируют взрослых;
чтобы проявить интерес, можно проводить упражнения перед зеркалом (многие из них предполагают создание гримас, смешных рожиц);
чаще читать книжки вслух и больше разговаривать (проговаривать все действия чада, свои и происходящие вокруг);
на время терапии исключаются частые игры в компьютер, где присутствует безмолвие;
нельзя резко прерывать ребенка, если он произносит звук неправильно.

Особенности занятий со взрослыми людьми

Взрослое население относится к логопедическим проблемам со всей серьезностью, поэтому и упражнения выполняет ответственно. Однако не во всех случаях человек может в точности исполнить то или иное движение, поэтому обязательно требуется помощь специалиста.

В основе занятий со взрослыми лежат многие манипуляции, но особой эффективностью отличается произношение скороговорок. Делать это надо таким образом:

  • постараться выучить скороговорку наизусть, прочитав её несколько раз;
  • произнести заученную фразу в медленном темпе, стараясь четко выговаривать каждый звук;
  • постепенно увеличивать скорость произношения, пока не добьетесь положительного результата.

Логопедические занятия — Беседа в логопедической группе «ПДД и световозвращающие элементы»

Публикация «Беседа в логопедической группе «ПДД и световозвращающие…»
Цель: Расширить знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улицах городах. Задачи: 1. Познакомить детей с фликером и светоотражающими элементами 2. Развивать познавательную активность как участника дорожного движения. Словарная работа: ввести в…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе. «По страницам азбуки. Звуки , »
Цели: закрепить навык произношения звука ; научить определять позицию звука в слове (в начале, в середине, конце); научить синтезу слогов в словах; научить согласованию в речи слов прилагательного с существительным, развивать фонематический слух, учить составлять…

Конспект логопедического занятия «Путешествие в страну сказок» для воспитанников старшей группы
Цель : формирование интереса и потребности в восприятии книг. Задачи : — совершенствовать умение узнавать сказку по иллюстрациям, — пополнить лексический словарь по теме «Сказки», — совершенствовать диалогическую форму речи, — развивать темп, ритм, выразительность речи, речевое…

План-конспект занятия по логопедии в подготовительной группе «Путешествие за сокровищами»
План-конспект занятия по логопедии (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами» Цели и задачи занятия Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки..

Виды артикуляционной гимнастики

С малых лет родителям стоит уделять внимание развитию речи ребенка, а именно – выполнению артикуляционной гимнастики. Логопедические тренировки бывают статическими и динамическими

Первая группа занятий предполагает, что язык «застывает» в одном положении. При выполнении динамических упражнений задействованы все органы речевого аппарата. Только регулярное и правильное повторение артикуляционной гимнастики для детей возымеет эффект.

Статические упражнения:

«Птенчик» – ребенок широко открывает ротик, как птенец, которому мама положит туда угощение. Язык в расслабленном положении лежит в ротовой полости.
«Лопатка» – малыш широко открывает ротик и укладывает на нижнюю губу язык в расслабленном состоянии

Важно следить за тем, чтобы при выполнении этого упражнения в действиях ребенка не было напряжения.
«Чашечка» – малыш широко открывает ротик и приподнимает боковые края языка так, чтобы они не касались зубов.
«Трубочка» – ребенок смыкает губы и максимально вытягивает их перед собой.
«Гриб» – маленький ученик прислоняет язык к небу и открывает рот как можно шире.
«Горка» – малыш широко открывает рот. Кончик языка должен упираться в нижние резцы.

При выполнении статических упражнений важно не только зафиксировать орган речевого аппарата в правильном положении. Занятую позу нужно удерживать 5-10 секунд

Выполнение динамических упражнений сопровождается счетом. Взрослый должен следить за тем, чтобы малыш вовремя менял положение языка и других речевых органов и справлялся с заданиями без сложностей.

  • «Часики» – ребенок приоткрывает рот и демонстрирует свою улыбку, а затем делает язык узким и пытается дотянуться его кончиком до уголка рта.
  • «Качели» – малыш открывает ротик и тянется языком к подбородку и носу.
  • «Конфета» – ребенок смыкает губы и поочередно утыкается языком в левую и правую щеку. Со стороны это должно выглядеть так, будто бы он прячет леденец. Обязательно покажите ребенку правильное положение языка.
  • «Лошадка» – малыш прислоняет язык к небу, громко и отчетливо цокая.
  • «Маляр» – ребенок широко открывает рот и широким кончиком языка, будто кистью, водит слева направо от верхних резцов к мягкому небу.

Эти простые упражнения взрослые могут выполнять со своими крохами где угодно, даже без помощи логопеда. Но если какое-то задание вызывает у малыша сложности, то от консультации специалиста отказываться не стоит.

Артикуляционные упражнения будут интересны и детям, которым только исполнилось 2 годика, и детсадовцам 4-х лет, и дошкольникам в 5.

Логопедические занятия для развития речи ребенка

Организуйте логопедические занятия с ребенком дома, где он раскрепощен и общителен, поиграйте с ним. А мы вам в этом поможем.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на артикуляцию для детей помогут увеличить подвижность языка, губ, щек; скоординировать их работу; научат речевые органы правильно двигаться и занимать нужное положение для чистоты звукопроизношения.

Воспользуйтесь зеркалом, чтобы была наглядно видна техника исполнения. Не торопитесь. Лучше меньше, да лучше.

Занятия для развития мелкой моторики

Развить мелкую моторику, координацию движений рук и, в конечном итоге, речь призваны пальчиковые игры. Они очень любимы малышами. Попробуйте.

Можно, не выходя из дома, перевоплотиться в сказочных героев: перебирать крупу, как Золушка, собирать шишки, как Мишка, нанизывать бусы из пиратского сундучка с сокровищами, разыграть любимую сказку в пальчиковом кукольном театре. Вашему ребенку должно понравится такое времяпрепровождение.

Упражнения на звукоподражание, развитие слуха и логоритмика

Эти уроки развивают фонематический слух. Ребенок учится распознавать звуки на слух, выделять их, распознавать место звука в названии предмета.

Используйте наглядные средства: картинки, рисунки, поделки, иллюстрации. Образное восприятие значительно ускорит процесс обучения и сделает его усвоение более доступным.

Детей 2-3 лет эти упражнения научат произносить звукоподражания громко или тихо; ребят постарше, 3-4 лет, — в каких словах звучит, например, звук «а»; детки 4-5 лет скажут, с какой буквы начинается название предмета, а совсем взрослым, 5-6 лет, будет под силу разложить слово на отдельные звуки.

Для развития слуха попросите ребенка на прогулке прислушаться, как поют птицы, журчит ручей, лает вдалеке собака, шуршат листья.

Благоприятно воздействуют на речь ритмичные движения одновременно с проговариванием слов и размеренным дыханием. В этом направлении работает логоритмика: маршировка под музыку и пение, ходьба под счет, чтение стишков с подражанием звукам и движениям живой природы, активные игры под музыку.

Инсценируйте знаменитое стихотворение про Мишку косолапого, который «по лесу идет, шишки собирает, песенку поет». Вместе с ребенком подражайте косолапому: собирайте шишки настоящие или «как будто шишки», потирайте лоб и непременно сделайте «ногою — топ!»

Положительные эмоции вам и вашему ребенку обеспечены, не сомневайтесь

Потешки, чистоговорки, скороговорки для развития речи

Упражнения в виде рифмованных фраз являются наилучшими для достижения четкости и чистоты речи. Они также увеличивают словарный запас, улучшают дикцию и развивают слух.

Для увеличения словарного запаса ребенка много читайте, пересказывайте прочитанное, сочиняйте истории и сказки, отвечайте своим почемучкам на все вопросы, которые приходят им в голову, общайтесь с удовольствием. И тогда проблем с речью на порядок будет меньше.

Дыхательная гимнастика и голосовые упражнения

Дыхание является основой голосообразования. Цель дыхательной гимнастики — развивать умение равномерно расходовать воздух в процессе речи, тренировать продолжительный выдох, формировать сильную воздушную струю, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.

Голосовые упражнения развивают силу голоса, его высоту, тембр, длительность звучания.

Упражнения для силы голоса:

для высоты голоса:

для тембра голоса:

Длительность звучания голоса тесно связана с правильным дыханием и зависит от продолжительности выдоха.

Таким образом, сочетая дыхательную гимнастику и голосовые логопедические упражнения можно устранить причины различных расстройств голоса, чем тоже занимается логопедия.

Логопедические упражнения на звук

Если ребенок неправильно выговаривает отдельные звуки, то описание упражнений для звуков Р, Л, С, Ч, Ж, Ш будет весьма кстати:

Разнообразие и простота логопедических упражнений позволяют проводить занятия с ребенком каждый день. Главное условие — хорошее настроение. Игры, музыка, яркие картинки, физическая разминка, доброжелательное общение — ваши лучшие помощники.

Логопедические и речевые игры — Педагогический проект «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы»

Публикация «Педагогический проект «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие…»
Педагогический проект Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы «Пальчики помогают говорить» Название проекта: «Пальчики помогают говорить». Автор проекта: воспитатель Парасюк Е.Г Тип проекта: познавательно – творческий, групповой….

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки»
В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность.Игра- один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка…

Проект «Моя любимая игрушка» в старшей логопедической группе
Проект по теме: «Моя любимая игрушка» в старшей логопедической группе №5 Провели воспитатели: Горбунова Т.В. Вишнякова Ю.А. Тип проекта: творческий, групповой. Продолжительность проекта: краткосрочный (3 дня. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Возраст детей: 5 лет…

Развивающие речевые игры по теме «Профессии» для детей 5–6 лет
Дорогие друзья, сегодня мы отправимся с вами в удивительный мир профессий . Узнаем какие есть профессии , чем они интересны и увлекательны. Но прежде, ответьте на вопросы: Что такое профессия? Для чего нужны профессии? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Что бы случилось, если…

Статья «Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи…»
Речевая игра «Пять листочков» Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 5,…

Речевые игры с использованием крупногабаритного конструктора в практике логопеда
Речевые игры с использованием крупногабаритного конструктора в практике логопеда. Учитель-логопед Пушкина Светлана Николаевна 2020 год Аннотация. Основой коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с использованием конструктора является игра-ведущий вид детской деятельности….

Пальчиковый театр в ДОУ как речевой и сенсорно-двигательный тренажер
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом…

Круглый стол для родителей детей старшей логопедической группы «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
Круглый стол для родителей детей старшей логопедической группы «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1.Формировать понятие родителей о…

Страницы:

Занятия с логопедом

Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте происходит быстро и взаимосвязано с уровнем интеллектуального развития. Основная закладка речевого развития происходит до 3 лет. Ребенок быстро пополняет пассивный, а затем и активный словарь, обогащается звуковое оформление слов, появляются первые фразы, предложения. Уровень речевого развития у всех детей разный, кто-то способен к трем годам правильно произносить слова, строить фразы и предложения. Другим же деткам необходима помощь со стороны взрослого, специалиста. Речь таких малышей может быть не отчетливой, нарушено звукопроизношение, или слоговая структура.

В таких случаях педагоги ДОУ, логопеды и воспитатели проводят логопедическую работу с использованием различного подсобного материала, книг, игр разработанные ведущими специалистами или учителями-логопедами дошкольного учреждения.

Цель занятий:

  • обучать четкому и правильному произношению,
  • постановке и закрепление звука,
  • формирование грамматического строя речи,
  • формирование голосовых способностей,
  • развитию мелкой моторики и мн.др.

Оборудование

Как стать детским логопедом? Вам нужно приобрести необходимые методические пособия по коррекции речи и наглядный материал. Это и различные картинки, игрушки, дидактические игры, разрезная азбука. Кроме этого, в кабинете должны быть:

  • большое настенное зеркало для занятий;
  • маленькое зеркало;
  • зонды для постановки звуков;
  • канцелярские принадлежности.

Также в кабинете должна быть мебель, подходящая по возрасту ребенка, поэтому лучше всего выбирать столы и стулья, высота которых регулируется. Все методические и дидактические пособия, канцелярские принадлежности должны храниться в шкафу. И обязательно должны быть антибактериальные салфетки, а лучше всего — раковина, чтобы можно было вымыть руки. И, конечно, в кабинете должно быть чисто и аккуратно.

Логопедические дефекты

Речевых дефектов существует огромное множество, но мы рассмотрим самые распространенные варианты, которые встречаются наиболее часто.

Заикание

У детей этот дефект считается наиболее распространенным. Из-за того, что мышцы, которые составляют речевой аппарат, находятся в судорожном состоянии, происходит нарушение плавности и ритма речи. Различают клоническую форму заикания (когда малыш растягивает или повторяет определенные слоги, например, м-м-м-машина или ве-ве-ве-велосипед и т. д.) и тоническую (вследствие которой в речи возникают паузы, т. е. м…машина или в…велосипед.) Заметить данное нарушение можно, когда крохе будет около 3-х лет, именно в этом возрасте он начинает выстраивать большие предложения.

Поэтому, в такой ситуации не стоить тянуть до 4-5 лет, а обращаться к врачу, как только вы заметили данное отклонение, и начинать логопедические занятия для детей.

Дислалия

Еще одним частым нарушением считается дислалия, т. е. возникновение фонетических нарушений, но при этом у ребенка нормальный слух и хорошо поставленная речь. Дислалия бывает 3-х видов:

  • Нарушение произношения шипящих( ж, ч, ш, щ) и свистящих звуков (з, с, ц) или их затруднительное произношение;
  • Ротацизм, т. е. неправильное произношение буквы «р»;
  • Ринолалия, или «гнусавость», когда при произношении у ребенка искажается звук и тембр голоса. Основной причиной такого явления считается нарушение в строении составляющих речевого аппарата (носоглотка, носовая полость, твердое и мягкое небо).

Задержка речевого развития

Такое нарушение наблюдается у детей до 5 лет, и заключается оно в том, что речь ребенка скудная, он слишком мало говорит и имеет небольшой речевой запас. В такой ситуации необходимо обратиться к специалистам и исключить неврологические отклонения в развитии.

Общее недоразвитие речи

Такая проблема достаточно часто возникает из-за того, что с малышом с самого начала говорили неправильно, т. е. вместо четкого выговаривания слов с ним «сюсюкались» и искажали правильное произношение. В такой ситуации малыш просто запутывается и не может понять, в чем его ошибка. Проявляется такое нарушение после 5-ти лет и заключается в том, что малыш может неправильно произносить, склонять и образовывать слова.

Также существуют ситуации, когда у ребенка наблюдается проблемы с развитием речи по причине неврологических отклонений или заболеваний. В таком случае необходима комплексная помощь врача невролога и логопеда.

Речевые особенности детей 4-5 лет

Для дошкольников это время – период активного увеличения словаря ( к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.

Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше. Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт. Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.

Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.

Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.

Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста

Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:

  • фонетическое;
  • фонетико-фонематическое;
  • общее.

На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.

В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения  звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи. В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного звука Л и звука Р. Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков. Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.

Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации. Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей

Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании. Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).

Влияние недостатков речи на общее развитие ребенка

Мы не будем описывать в подробностях все ситуации, связанные с недостатками развития речи у детей разных возрастных групп, но упомянем некоторые важнейшие из них, для того, чтобы Вы могли наглядно понимать:

  • Не понимаем речь ребенка — переспрашиваем, пытаемся его понять, ребенок раздражается и кричит — раздражительность
  • Неправильно и не вовремя поставленные звуки становятся привычкой, которую в последствии труднее исправить
  • Ребенок с неправильной речью часто становится объектом насмешек в обществе других детей — психологические проблемы
  • Отсталость в развитии речи напрямую ведет к отсталости в развитии чтения и письма — следствие плохая успеваемость

На этом наверное достаточно пока «страшных историй», нам с Вами уже пора определить, как исправить проблему или вовремя ее предупредить и как мы знаем, предупрежден — значит вооружен! Как же вооружиться против проблем с речью?

Консультация логопеда онлайн — зачем и почему?

Заметим, что в пору высокоразвитых интернет-технологий, многие из нас могут найти решение любой задачи в сети, достаточно ввести подходящий запрос в поисковик или Youtube, но увы, этих знаний не всегда достаточно, многие из них создаются ради посещаемости (отвечая лишь на потребность), многие вообще не имеют никакого отношения к практике настоящего, дипломированного специалиста и представляют собой рекомендательные «блоггерские истории».

Но мы с Вами нацелены на качественные результаты и не будем предпринимать сомнительных действий, ведь листая медицинский справочник, мы можем поставить себе сотню диагнозов, подходящих по описанию, а самолечение может привести к еще более худшим последствиям.

Так и в логопедии, по аналогии с медициной — только опытный специалист, может определить проблемы речевого развития у ребенка и взрослого, исключить причину опасений родителей, если проблема не актуальна и вовремя, а главное правильно подходить к исправлению дефектов речи.

Сроки коррекции

Логопед составляет индивидуальную программу, которая может изменяться в ходе занятий. Все зависит от темпов, с которыми малыш будет осваивать новую информацию. Время преодоления речевой патологии ребёнком зависит от:

  • типа речевого дефекта;
  • степени запущенности патологии;
  • возраста малыша;
  • регулярности и систематичности посещения логопеда;
  • особенностей психики крохи;
  • наличия сопутствующих диагнозов;
  • участия родителей в процессе;
  • дополнительных методов (дети могут посещать АВА-терапию, БАК и т. д.)

Индивидуальная коррекционная программа всегда включает рекомендации для родителей. Домашние занятия позволяют малышам быстрее осваивать и закреплять приобретённые навыки. Также для детей очень важна похвала и участие родителей. Чувствуя всестороннюю поддержку, они быстрее справляются с речевыми проблемами. У малышей появляется стимул к дальнейшему развитию. Если вы нуждаетесь в квалифицированной помощи, запишитесь на консультацию в Центр «Доброе Слово» в Москве.

Ранняя первая ванна малыша плохо влияет на грудное…

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий