Кризис подросткового возраста: суть, причины и проявления

Похожие и рекомендуемые вопросы

Как набрать мышечную массу, накачать кисти рук и как сделать плечи шире?
улучшение памяти в возрасте 15-16 лет
Мне 45 лет. Рост 172 вес 100кг!! Можно ли в таком возрасте накачать тело??
Мне 14 лет я занимаюсь спортом бокс тренировки бывают понедельник,среда,пятница в 19:00 начинаються в 21:30 заканчиваються пожалуйста составьте мне график тренеровки укажите время когда начинат и посколько подхода сколько делать упражнения на турнике
Какое имя можно будет дать девочке, которая должна родиться 5 августа
Заболевание печени у ребенка 5 лет, чем вызвано и как лечить.
Почему в первый день месячных у меня болит живот, тошнит и понос?
Как унизить человека?
Почему болит живот внизу во время секса?
как добится огромных результатов за короткое время?

Как благополучно пережить подростковый возраст и справиться с проблемами?

Не стоит обвинять ребенка в своеобразном видении мира и другом взгляде на обыденные вещи. По мере своего взросления человек сам осознает происходящее. И помните, что любое давление на ребенка лишь отдалит его от вас и вызовет обратную реакцию, по принципу «наоборот». Не насаждайте собственное мнение. Подросток должен сам прийти к решению вопроса.

Как же благополучно пережить подростковый возраст и остаться ребенку другом? Давайте ему больше свободы и прежде всего свободу выбора. Современный молодой человек значительно отличается от прошлого поколения молодежи. Он гораздо грамотнее, смелее, умнее и мобильнее. Представляйте подростку больше альтернатив.

Современная молодежь не так плоха, как принято считать. Человек все равно придет к правильному решению, надо лишь умело направить его и подсказать более короткий путь к нему.

Учитывая все рассмотренные выше особенности развития подростка и нюансы формирования его личности, постарайтесь построить воспитательный процесс таким образом, чтобы помочь своему ребенку в выборе жизненного пути.

Говорят, что счастье — это когда тебя понимают. Но счастье без взаимности невозможно. Поэтому нужно прививать нашим детям принципы заботы и уважения к старшему поколению, тем, кому они обязаны своим появлением на свет. Ведь именно вы сделали из них тех, кем они являются, сильных, умных, красивых. Но и взрослые не должны забывать, что они со своей стороны обязаны приложить максимальные усилия, чтобы понять своих детей. И лишь при наличии взаимопонимания можно пережить непростой период в жизни подростка — переходный возраст, самый прекрасный и волнующий.

Статья прочитана 31 367 раз(a).

Что ещё характерно для кризиса подросткового возраста и примеры проблем

Для кризиса подросткового возраста характерно обретение своего уникального, неповторимого «Я» с его многогранным внутренним миром. Это лишь отдалит вас от ребенка, а вы должны быть союзниками и вместе достойно пережить данный критический этап. Подростковое «Я» всегда соотносится с неким коллективным «Мы», которое объединяет подростков по интересам, возрасту, принадлежности к определенной социальной группе. Формирование общего, массового «Мы» продиктовано, прежде всего, желанием создать нечто свое, отличное от взрослых, присущее только определенной социальной группе — группе подростков.

Ещё один пример проблем подросткового возраста – копирование привычек, жестов, поведенческих реакций взрослых. Это обусловлено желанием тинейджеров продемонстрировать перед другими свою значимость и уникальность. Если сказать проще, это просто желание самоутвердиться, выразиться. Ведь многие молодые люди и девушки курят, принимают алкоголь и нецензурно выражаются не потому, что этого хотят, а потому, что так принято среди их сверстников. И не просто принято, а даже в ряде случаев модно.

В период развития кризиса подросткового возраста тинейджер уверен, что в глазах окружающих он выглядит взрослым, кажется самостоятельным, но забывает о том, что таковым на самом деле не является. Хотя в отношении одежды и внешнего вида подростки, напротив, стараются разительно отличаться от взрослых. Это, пожалуй, основная причина различных фантастических стрижек, окрашивания волос в самые немыслимые цвета, ношения рваных джинсов, длинных металлических цепей, свисающих ниже колен, и других атрибутов современного стиля, который представляет собой обобщение и смешение разных стилей и направлений. Данная концепция стиля и поведения в период кризиса подросткового возраста позволяет «своим» узнавать друг друга, отличать от «чужих» членов их маленького мира. Стремление подростков к формированию собственных мини-обществ объясняется особенностями их психоэмоционального развития.

Причиной проблем в подростковом возрасте могут быть завышенная, гипертрофированная самооценка, сознание собственной гениальности, неповторимости и непохожести на других. Казалось бы, наличие такого самомнения предполагает другую поведенческую стратегию — выделиться из общей массы и продемонстрировать всем свои преимущества. На практике же все обстоит несколько иначе.

Подростковый возраст: особенности развития ребенка

В психологии кризис подросткового возраста считается труднейшим этапом взросления каждого человека. В этот период ребенок преодолевает границу между детством и зрелостью, что в корне меняет его мировоззрение. Отсюда и все изменения в поведении подростка — еще вчера он был милым малышом, а сегодня будто взбесился.

Подростковый кризис начинается с 11-12 лет и продолжается до 17-18 лет. И у него, несмотря на все негативные проявления, есть важная функция — ребенок ищет себя в этом мире, разбирается в собственных чувствах, расставляет приоритеты, активно накапливает опыт социальной жизни. Бегство от кризиса только задерживает развитие человека. Молодые люди, достойно прошедшие через этот сложный период, становятся сильнее и увереннее в себе, обретают способность управлять своей судьбой.

«Гормональный взрыв», присущий подростковому кризису, сопровождается яркими внешними проявлениями — интенсивный рост и половое созревание. Это во многом влияет и на поведение ребенка. Обозначим основные особенности кризиса подросткового возраста:

  • Крайне критичное отношение к собственной внешности, что развивает застенчивость и неуверенность в себе.

  • Резкость и категоричность в общении со взрослыми.

  • То грубость, то доброжелательность из-за резких перепадов настроения.

  • Проявление острого интереса к сексуальным темам.

  • Нарушение родительских табу — первый опыт употребления алкоголя и курения.

  • Показное равнодушие ко всему окружающему.

  • Выстраивание личных границ и соблюдение определенной дистанции с родителями.

  • Депрессивные состояния.

  • Плохая успеваемость в школе, поскольку вокруг появляется множество отвлекающих факторов — влюбленность, новые друзья и интересы.

Далеко не всегда у ребенка проявляются все «симптомы» кризиса подросткового возраста. Так, по мнению психологов, существуют 2 основных пути его протекания.

Наиболее часто встречающаяся форма подросткового кризиса. В этом случае ребенок становится настоящим бунтарем — строптивым, непослушным, упрямым, своевольным. Его поведение и отношение к окружающему миру становятся своеобразным рывком вперед, выходом за пределы «детских» норм и правил. Подросток всеми доступными способами заявляет миру: «я уже взрослый, и теперь все будет по-моему».

В данном случае поведение подростка тоже меняется, но совершенно в противоположную сторону, чем бунт. Ребенок выказывает чрезмерное послушание, зависимость от родителей или своих более взрослых приятелей. Происходит будто регресс в эмоциональном развитии, откат к детским формам поведения. Ребенку страшно входить во взрослую жизнь, и он всеми силами старается остаться в том периоде жизни, где он чувствует себя в безопасности «под крылом» взрослых.

По мнению психологов, подросток часто занимает двойственную позицию, то есть проявляет симптомы и кризиса независимости, и кризиса зависимости

Но чтобы помочь ребенку, важно понимать, какие именно признаки проблемного сценария доминируют.

Советы для родителей подростков

Изучить теорию, чтобы узнать, как должен протекать переходный возраст. Подростковый кризис психология как наука изучает давно. Поэтому сейчас много литературы на эту тему. Из нее вы узнаете мнение лучших мировых психологов, получите советы и рекомендации по общению и воспитанию.
Принять изменения, которые происходят с вашим ребенком и в его поведении, за норму. Да, он бунтует и не слушается. Да, ничего не хочет. И его, как будто, ничего не интересует. Но это только так кажется. За видимым равнодушием скрывается ранимая и обидчивая натура.
Поддерживать самостоятельность и независимость. Не допускать гиперопеку. В отношениях с подростком уже не подходят приемы, которые вы использовали совсем недавно. Это время изменений не только ребенка, но и перестройки системы всей семьи.
Сепарация необходима для становления личности юноши или девушки. Отделение от семьи, родителей, выход из-под их влияния бывает слишком резкий. Но при правильной реакции взрослых это быстро проходит и отношения восстанавливаются.
Уметь слушать, не пытаясь наставлять и не задавать вопросов. Часто подросткам надо просто выговориться, чтобы их послушали, но не давали советов

Очень важно научиться этому. Тогда вы всегда будете знать, что происходит в жизни вашего подросшего малыша.
Быть внимательным к поведению и настроению ребенка

Не упустить начало нарушений. Не бояться пойти к психологу и попросить помощи. Быть на стороне ребенка, быть его другом, поддерживать его интересы.
Будьте уверены, что кризис переходного возраста это не вечно. Длится он несколько лет, но обязательно заканчивается. От взрослых во многом зависит, каким из кризиса выйдет их повзрослевший сын или дочь.

Говоря про подростковый кризис, рекомендации родителям хочется дать и такие:

Часто проблема подросткового кризиса происходит из-за отношений с родителями. Многие взрослые не готовы так быстро перестроиться, как это происходит с ребенком в 12-15 лет. Это особенно касается матерей, которые не работают, а занимаются воспитанием. Они чувствуют, что малыш вырастает, уходит из-под контроля, а сама мама вроде как уже и не нужна.

Поэтому еще один важный совет тем, кто живет с подростком: больше уделять внимание себе, своему здоровью, любимому делу. Фокус внимания сместить с ребенка на свою жизнь, тогда будет меньше придирок к нему

Надо помнить, что подростковый возраст связан с возникновением потребности быть независимым.

Тот, кто считает, что кризис подросткового возраста можно описать формулой, подходящей для всех, ошибается. Такой формулы нет. Как во всем мире нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Каждый человек, вне зависимости от возраста, уникален. Также и протекание кризиса всегда идет своим собственным путем.

Факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста:

  • особенности физического и умственного развития;
  • умение общаться в группе себе равных;
  • отношение с родителями.

Кризис подросткового возраста кратко – это период стремительного роста и развития ребенка. Это переход от детства к взрослости, сопровождающийся отделением от семьи и получением новых функций, знаний и способностей. К концу этого периода мы уже увидим почти сформировавшегося взрослого человека.

Но надо помнить, каким бы взрослым не ощущал себя наш бывший малыш, в душе он еще ребенок. Нежный, ранимый, обидчивый. Он нуждается в понимании, поддержке и любви. И ежедневных объятиях. Во многом именно от родителей будет зависеть, каким станет ребенок. Наберитесь терпения, а в награду получите прекрасные отношения со своими детьми в дальнейшем.

Специфика подросткового возраста

Переходный этап полон противоречий, но именно они обеспечивают развитие и становление личности. Основное противоречие, с которого и начинается этот период – несоответствие имеющихся инструментов (знания, опыт, навыки, мотивы) и новых социальных ситуаций, типов взаимодействия с миром.

В подростковом возрасте происходит стремительное развитие всех сторон личности:

  • биологической (половое созревание и физический рост);
  • психофизиологической (самосознание, самоуважение, идентификация);
  • когнитивной (мышление);
  • социальной (взаимоотношения, поведение, мировоззрение).

Стоит отметить, что при этом каждая из сфер развития тесно взаимосвязана с другой. При неравномерном или разнонаправленном их развитии возникают противоречия личности.

Раньше других о себе дают знать психические симптомы. Подросткам уже не интересны детские игры, но еще непонятны увлечения старших подростков. Они еще не имеют новых идеалов и полноценного самосознания, но уже не хотят, как дети, слепо подчиняться чьему-то авторитету.

К естественным негативным проявлениям возраста относится:

  • пессимистичный настрой;
  • повышенная чувствительность и раздражительность;
  • физическое и душевное недомогание (капризы и драки);
  • мечтательность и неопределенность;
  • амбициозность;
  • нервозность;
  • неудовлетворенность собой.

Главный риск подросткового возраста – девиации (зависимости, суицид, преступления и другое). Подробнее о подростковых девиациях вы можете прочитать статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

Стоит отметить, что проявления подросткового возраста не только отличаются по гендеру, но и зависят от ряда других факторов. Например, региона, места (город, село), климата, времени, страны и так далее. От чего представленные варианты поведения и состояния подростков стоит рассматривать как основу, но не как обязательную истину и единственный возможный вариант развития личности.

Как правильно воспитывать такого подростка

Предоставьте ребенку некоторую независимость, личное пространство, при этом, сохранив ответственность и семейные обязанности. Договоритесь о соблюдении семейных правил. Например: «в нашей семье не принято ругаться, мы все проблемы обсуждаем спокойно». Вводимые правила должны распространяться на всех членов семьи, включая родителей. Подростки чувствительны к лицемерию.

  • Установите четкие рамки и ограничения в поведении подростка. Это необходимо, чтобы подросток в будущем не мог причинить себе вред, не зная границ, а также, чтобы он был готов к ситуациям отказа его желаниям в жизни. Свободу нужно предоставлять в соответствии с возрастанием ответственности подростка, чтобы они росли пропорционально.
  • Отношение подростка к себе прямо переноситься на отношение к другим. Поэтому нужно проявлять к подростку любовь, говорить и показывать, что он умный, хороший, красивый, порядочный. Нужно чаще хвалить подростка, за то, что он хорошо умеет делать.
  • Нельзя негативно сравнивать подростка с кем- либо, высмеивать его мнение и интересы, критиковать внешность и проявлять агрессию при непонимании.
  • Запретите себе критику его друзей, их общение и общие интересы, и тем более категорично запрещать общаться с кем либо. Это вызовет реакцию сопротивления.

Если вы хотите повлиять на круг общения подростка, то сделайте это опосредованно: через выбор школы, своих знакомых семьи с детьми – сверстниками.

  • Выделяйте каждый день 10-15 минут для диалога. Разговаривайте с подростком, будто это просто знакомый человек. Вместо критики и поучений, постарайтесь вдохновить подростка на решение проблем, ободрить его.
  • Постарайтесь чаще советоваться, спрашивать и выслушивать его мнение.
  • Учитывайте мнение подростка в делах семьи, которые его касаются: обсудите вместе ремонт или перестановка мебели в его комнате, как он хочет отметить день рождения, в какие кружки или секции он хочет записаться.
  • Привлекайте к обязанностям по уборке квартиры и прочим вопросам. Введите правила в традицию. Например, проводите уборку каждую пятницу.

Если подросток активно сопротивляется что-то делать, постарайтесь договориться с ним, предложив альтернативу. Например, предложите выбор между временем подготовки уроков или пробежек. Или разрешите слушать любимую музыку, но ограничьте время прихода домой или выполнения домашнего задания.

  • Введите в традицию приятные общесемейные мероприятия: просмотр кино, поход раз в месяц в ресторан, занятия спортом.
  • Территория, которая принадлежит ребенку: место в шкафу, комната или ее уголок. На личное пространство никто не должен посягать.
  • Все ссоры решайте спокойно. Обязательно контролируйте свои эмоции, так как негативное поведение родителей усугубит конфликт. Говорите о проблеме только тогда, когда успокоится сам подросток, так как в плохом самочувствии он себя будет дурно вести.
  • Старайтесь показывать подростку наглядный пример хорошего общения, крепкой счастливой семьи, доверительных отношений. Личный пример воспитывает лучше всего.
  • Поддерживайте его желание принимать решения, обсуждайте планы ребенка и помогайте их осуществить. Проявляйте уважение даже к тем планам, которые не кажутся вам рациональными, главное, чтобы он научился не бросать дела на полпути, а добивался поставленных целей.

Проявляйте к подростку внимание и уважение, и тогда он будет проявлять их к окружающим людям и к самому себе

Кризис среднего возраста у мужчин

Кризис среднего возраста, как помочь мужу?

Кризис среднего возраста у женщин

Особенности и характеристика подросткового кризиса

Особенности подросткового кризиса сводятся к тому, что появляется много психических новообразований, функционирующих изначально на грубом примитивном уровне, что не помогает лучше решать поставленные задачи, а только нагружает эмоциональные переживания.

Максимализм свойственный подросткам исходит из особенностей жесткой логики, требующей чётких ответов, максимально быстрых решений. Это связано с тем, что уже появляется критическое мышление, возможность анализировать и думать самостоятельно, но при этом не сформирована нюанонсированность. Мир уже может получать внутреннюю оценку, но она будет топорна и однозначна, причём такие же жёсткие критерии применяются и к собственной личности.

Происходит открытие себя как личности, становятся интересны собственные переживания, и они получают значимость. Если раньше всё строилось вокруг комментариев взрослых и даже свои чувства лучше интерпретировались под их комментариями, то теперь внешний мир становится лишь дополнением, а главный смысл получает внутренний. Отсюда появляются поиски смысла жизни, многих начинают интересовать вопросы религии и смерти, потустороннего – это всё попытки самоопределения и постановки смыслов и целей существования.

Своё собственное существование напрямую соотносится с представлением о групповом мы. Данная уверенность граничит рядом с пониманием полнейшего одиночества, которое попеременно становится всё более ощутимым, чем причастность к определённой группе. Различия с теми с кем казалось, есть единство во всём, присутствие споров среди той группы, где взаимопонимание ставится во главу угла, являются сильными фрустирующими факторами для психики.

Также глобально одиночество может наступать вследствие переоценки своих возможностей. Это происходит на фоне того, что силы человека возрастают, он понимает, что может решать часть вопросов самостоятельно, не завися от взрослых, может обходиться без постоянной поддержки, и поскольку это происходит впервые в жизни, возникает ощущение своего всемогущества (точно так же детям родители кажутся божествами, могущими всё). Конечность сил и невозможность преодолеть реальные обстоятельства толкает в яму комплексов, разочарования и отчуждения.

Советы родителям, дети которых переживают кризис подросткового возраста

  • Пересмотрите свое отношение, поймите,что ситуация изменилась. Перед Вами уже не послушный ребенок, но еще и не взрослый человек, способный принимать самостоятельные серьезные решения. Постарайтесь понять, где же она, золотая середина между надзором и подростковой анархией. Ведь взрослому ребенку необходима свобода, но контролируемая.
  • Проявляете искренний интерес к жизни детей. Не ограничивайтесь дежурной фразой:”как дела в школе”, получив формальный ответ. Живите жизнью ребенка, интересуйтесь его проблемами и успехами. Будьте с ним на равных и будьте готовы прийти на помощь в нужный момент.
  • Найдите точки соприкосновения. Постарайтесь увлечь ребенка чем-нибудь интересным: хобби, экскурсии, выставки, спорт. Совместные походы, например, в кино помогут лучше узнать внутренний мир вашего подростка.
  • Деликатно объясните ребенку, что с ним происходит. Расскажите, что творится с его организмом, как эти перемены влияют на настроение.
  • Контролируйте круг общения подростка. Если Вы обнаружите нежелательные связи, например, пристрастия к алкоголю, наркотикам, то попробуйте объяснить вред такого общения. Не пытайтесь запретить, это может вызвать противоположную реакцию.
  • Не навязывайтесь. Иногда подросткам требуется уединение, не идите против его воли. Дайте ему возможность побыть одному. И не выбрасывайте личные вещи и не наводите порядок без согласования с обитателем комнаты.
  • Личный пример. Советы будут приняты достойно, если Вы подтвердите их личным авторитетом.

Сущность кризиса

Иногда подростки сбегают из дома, совершают попытки суицида, презирают все нормы и правила. Зачастую родитель не понимает, как может нравится вот эта громкая негармоничная музыка и эта несуразная одежда, как можно влюбиться в кинозвезду или сорваться среди ночи на «вписку» к малознакомым людям.

Внешние причины случившегося – весьма разнообразны, но всех их объединяет отсутствие достаточно доверительных отношений в семье, зародившееся задолго до начала пубертата. Выявление наличия нарушений в детско-родительских отношениях в младшем школьном возрасте и грамотная их коррекция – залог относительно спокойного пубертатного периода.

Эти безумные поступки обусловлены внезапно возникшим чувством взрослости у ребенка, которую он пытается проявлять даже в самых неподходящих для этого условиях. «Я такой же, как и вы и хочу быть с вами на равных», — буквально кричит подросток своим поведением. Ему уже жизненно необходимы взрослая ответственность, взрослые обязанности и права.

Проблемы современных подростков

У каждого подростка наступает время, когда он задаётся вопросами: «Кто я такой?», «Чего мне хочется от жизни?». Подростку тяжело найти ответы на эти вопросы, он не в состоянии сам разобраться в себе. В подростковом возрасте имеют место внутренние конфликты, чему сопутствуют смена настроений, потребность в друзьях и увлечениях, проявления агрессии. Именно в этот периоды и начинаются проблемы с родителями. Причина этому — внутренние противоречия:

  • Подросток считает себя вполне взрослым, хотя реально — он ещё ребёнок.
  • Подросток отстаивает своё право на уникальную индивидуальность, и в то же время хочет «быть, как все».
  • Подросток хочет быть членом какой-то социальной группы, однако не всегда получается интегрироваться в неё. Отсюда — проблемы в общении со сверстниками.

Эти противоречия лежат в основе подростковых проблем:

  • семейных
  • половых
  • поведенческих и других.

Множество родителей подростков не подозревают о том, что у их детей есть какие-то проблемы (ведь подростки предпочитают не откровенничать с родителями). Родителям сложно осознать, что их ребёнок вырос, и общение с ним теперь не может проходить в той форме, каким оно было раньше. Взрослые забывают, что они сами тоже были в подростковом возрасте, и у них тоже были сложности в общении с родителями и какие-то проблемы, например:

  1. Отцы и дети. Проблема взаимопонимания родителей и подростка. В ответ на непонимание родителей подростки ведут себя дерзко, считая взгляды папы и мамы устаревшими.
  2. Половые проблемы. Достигая подросткового возраста, ребёнок меняется не только психологически, но и физически. Однако созревают все по-разному: одни их них уже готовы вступить в отношения с противоположным полом, других — не воспринимают всерьёз. Другая грань проблемы — ранние половые отношения. Родителям нужно иметь доверие ребёнка и с тактом подходить к столь деликатным вопросам, чтобы обезопасить его от негативных последствий раннего секса.
  3. Неудовлетворённость внешностью. Подросток критически относится к тому, как он выглядит. Физическое состояние и внешний вид — основные причины общего недовольства собой, которые провоцируют неуверенность в себе, агрессию и недоверие к окружающему миру.
  4. Пройти через всё. Подростку хочется всё ощутить, попробовать. В связи с этим желанием могут возникнуть проблем с запрещёнными и пагубными веществами (сигаретами, алкоголем, наркотиками), половыми отношениями, другими девиантными отклонениями.
  5. Проблема духовности. Подростковый возраст сопровождается первым глубоким взглядом внутрь себя. Подросток хочет понять свою личность, сильные и слабые стороны. Неудовлетворённость качествами своего характера может быть весьма сильна и быть причиной страхов, навязчивых состояний и даже суицидальных наклонностей.

Поведение родителей

Юный организм переживает гормональную перестройку. Из-за этого у детей наблюдается частая смена настроения. Они впадают в депрессию, проявляют агрессию без видимых причин.

Некоторые, наоборот, становятся замкнутыми. У них вырастает чувство тревоги по любому поводу. В этом заключаются трудности переходного возраста у детей. Они доставляют много хлопот родителям.

Подростки пытаются уйти от контроля и быть самостоятельными. Поэтому лучше оставить его в покое, наблюдая за ним на расстоянии (для своего спокойствия). Иначе конфликтов не избежать. Обычно дети сами решают, чем стоит поделиться с родителями. И это зависит от раннего воспитания, насколько доверительными отношения складывались у него с мамой и папой.

Чтобы кризисный период пережить спокойнее, родителям стоит запастись терпением, следовать советам, как вести себя с ребёнком:

  • Внимательно наблюдайте за детьми, старайтесь не пропустить самые первые признаки взросления.
  • Все развиваются по-разному. Не нужно торопить чадо становиться взрослым. И не стоит “сюсюкать” с уже заметно повзрослевшим человечком.
  • Воспринимайте всерьёз его высказывания, даже если они кажутся глупыми или смешными.
  • Воспитывайте в ребёнке самостоятельность. Советуйтесь по любому поводу. Дайте возможность самому принимать решения. Пусть он чувствует себя на равных со взрослыми.
  • Подавайте достойный пример. Если вы желаете, чтобы ребёнок звонил вам, если задерживается – поступайте так сами.
  • В период взросления могут проявиться ошибки в воспитании, допущенные ранее. Есть возможность их исправить.
  • Во время становления личности происходит переоценка ценностей. Принимайте в этом активное участие. Интересуйтесь всем, чем увлекается подросток. Активно объясняйте, что такое “хорошо”, а что такое “плохо”.
  • Устанавливайте необходимые правила и требуйте их выполнения. Например: правила безопасности на улице или дома с бытовыми приборами.
  • Не забывайте хвалить детей даже за маленькие достижения. Это будет развивать его самооценку.

Чтобы переходный возраст прошёл спокойно для окружающих, вполне допустимо обращение к психологу. Зачастую подростки не соглашаются на этот шаг. Они не видят проблемы и думают, что всё само – собой наладиться. В таком случае можно вместе посмотреть видео, почитать книгу по психологии подросткового периода.

Признаки кризиса подросткового возраста

Негативизм

Важным симптомом подросткового кризиса является наличие негативизма. Негативизм – особая форма поведения, противоположная ожидаемой. К примеру, вы просите ребёнка не опаздывать, ведь сегодня запланировано много важных дел, но он опоздает. Вы просите ребёнка убрать в своей комнате, но по возвращению домой замечаете, что в детской беспорядок только увеличился. И так многократно и в любых сферах взаимодействия.

Факты, подтверждённые исследованием

Лев Семёнович Выготский, советский психолог, внёсший огромный вклад в возрастную и педагогическую психологию, в своих исследованиях отметил, что:

  • у 20% подростков негативизм имеет ярко выраженный характер, он затрагивает все сферы взаимодействия ребёнка с родителями, другими взрослыми и некоторыми сверстниками. Имеет цикличный характер, подросток может на период до двух недель полностью выпадать из продуктивного, адекватного функционирования со своей семьёй, становится возбудимым или, наоборот, скудным на эмоции, недоступен никаким уговорам старших. Потом острота негативизма спадает, но через некоторое время снова возвращается;
  • 20% подростков не проявляют признаков негативизма;
  • 60% подростков являются «потенциальными негативистами». Их негативизм затрагивает только определенные сферы, чаще всего он проявляется при конфликтах со взрослыми или при конфликтах со сверстниками в школе или компании. Таких подростков большинство, но, как известно, конфликтов избежать полностью невозможно. А это значит, что такого ребёнка следует обучать методам продуктивного выхода из конфликта, учить безопасно для других злиться, учить правильно реагировать и эмоционально выдерживать злость других окружающих людей.

Снижение когнитивных функций

Не менее важным симптомом кризиса переходного возраста является общее снижение продуктивности когнитивных функций (память, внимание, мышление, восприятие, воображение). Это сразу становится заметно по способности ребёнка к учебной деятельности

Подростки всё так же способны выполнять механические задачи, но регресс активно виден при задаче написать сочинение.

Это связано с тем, что мышление ребёнка сменяется с конкретного на логическое, оно начинает работать не по наглядным примерам, а по собственным пониманиям, открытиям и дедукции

Теперь тинэйджер постоянно находится в критицизме, требовании доказательств, его внимание направлено внутрь себя и внутрь других лиц

Не стоит пугаться, если ваш ребёнок резко решил бросить рисование или потерял интерес к музыкальной школе, он просто находится на этапе поиска себя, развивает своё новое мышление, отказываясь от старых привычек и ища новые.

Дополнительные поведенческие реакции

Существует дополнительные поведенческие реакции, которые не так остро проявляются, но часто встречаются среди детей подросткового возраста:

Сохраненные в подростковом возрасте, но свойственные более младшему возрасту реакции: Типичные реакции преимущественно для подросткового возраста:
«Отказ» — отказ от привычных увлечений, совместного времяпрепровождения, страх всего нового. Сигнализирует о неудовлетворении базисной потребности в безопасности.

«Компенсация»— стремление объяснить неудачи в одной области жизнедеятельности успехами в другой области. К примеру, физически слабый подросток стремится поразить людей выдающимися интеллектуальными знаниями.

«Гиперкомпенсация» — настойчивое достижение успеха в той области, где ребёнку свойственны неудачи. К примеру, подросток, страдающий заиканием, идёт выступать на литературные чтения.

«Реакции группирования» — стремление к участию или созданию своей группы с установленной системой правил, обособленностью и лидером.

«Реакции, связанные с формированием полового влечения» — петтинг, чрезмерный онанизм, подростковая гомосексуальность.

Эмансипация – стремление к полному освобождению от опеки взрослого.

Хобби реакция – разнообразные увлечения и занятия, имеющие большую ценность для подростка. Они могут быть постоянными, а могут сменяться. Именно через эти хобби подросток, как и маленький ребёнок через игру, познаёт этот мир.


Фото: https://www.pexels.com/photo/woman-playing-brown-classical-guitar-164809/

Характерные симптомы юношеского кризиса

Кризис юношеского возраста, в первую очередь, проявляется в раздражительности и агрессии к окружающему миру. Наступление периода начинают показывать поступки, ранее несвойственные ребенку. Чадо может стать:

  • Нервным;
  • Раздражительным;
  • Замкнутым;
  • Угрюмым.

Также подросток начинает интересоваться:

  • Сигаретами и алкоголем;
  • Противоположным полом.

Внутренние конфликты и беспокойство могут привести к тому, что юноша или девушка полностью оградится от мира и окружающих. Родители в такое время воспринимаются как угроза. Подростки все больше времени стремятся проводить вне дома или в виртуальном мире.

Другой признак юношеского кризиса – снижение успеваемости. В частности, молодые люди хуже начинают справляться с творческими заданиями, сочинениями и научными презентациями.

Данное явление связано с изменением и перестройкой жизненных ценностей. Некоторые дети после этого начинают интересоваться совершенно противоположными науками, например, музыкой, спортом, математикой, правом.

Алкоголь и сигареты

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий