Принципы семейного воспитания

Сущность определения

По сути, воспитание в семье начинается еще в утробе матери. Ведь давно доказан тот факт, что на определенной стадии развития ребенок начинает ощущать настроение матери, ее самочувствие, отношение к происходящему.

Если появление малыша ждут, разговаривают с ним, представляют, каким он появится на свет, то он чувствует защищенность, ему спокойно. Поэтому и развитие всех физиологических и психологических процессов происходит своевременно и правильно.

На первый взгляд может показаться странным приобщение эмоционального и психологического комфорта плода к вопросу воспитания. Ведь многие привыкли под этим термином подразумевать определенные правила и рамки, которые внушают детям для того, чтобы направить их развитие в определенное русло. Однако правильное семейное воспитание базируется на эмоциональном спокойствии, комфортном отношении взрослых и детей.

В чем же особенности воспитания в семье и почему этому процессу отводится такая большая роль?

Семейное воспитание – это совокупность процессов воздействия на формирование личности. При этом специфика этого воздействия определяется тем, что семьей называют и ее членов, и место, где малыш постоянно проживает. Следовательно, семейные отношения – единственная возможность ежеминутно влиять на сознание и развитие ребенка.

В первые годы жизни малыша семья заменяет ему все воспитательные факторы:

  • Социум (родители и другие близкие родственники являются его общественным окружением);
  • Искусство и литературу (восприятие источников происходит через призму отношений взрослых);
  • Друзей (малыши в этом возрасте еще не могут делать четких разграничений между собой и другими людьми);
  • Информационные источники (их предоставляет семья в том объеме и содержании, в котором считает нужным).

Следовательно, на раннем этапе развития личности семья как фактор воспитания является единственным источником воздействия на подрастающего человека. Этот тезис уже не требует доказательств, так же как и утверждение, что дети являются точной копией родителей.

Последнее утверждение многие приверженцы свободного воспитания оспаривают, однако нельзя отрицать роль подражания, к которому склонны все дети. Все малыши с точностью копируют манеру поведения, привычки и даже лексику родителей. При этом, как правило, быстрее всего им «запоминаются» отрицательные черты характера взрослых. Поэтому можно с уверенностью заявить: ценности взрослых членов семьи перейдут в жизненное кредо их детей.

История возникновения семьи

Древние люди, как и животные, жили стадными общинами. Женщины предпочитали альфа-самцов, поэтому многие мужчины теряли возможность иметь собственное потомство

В процессе эволюции женщины всё больше начали обращать внимание на добытчиков, которые могли не только стать отцами их детей, но и прокормить и защитить их. Историки считают, что именно тогда начал зарождаться институт семьи

Такая смена приоритетов объяснялась просто. Мужчины-добытчики более верные и надёжные, в то время как альфа-самцы годятся только для сексуальных отношений. С развитием интеллекта древний человек учился размышлять более практично. С надёжным мужчиной было спокойно, он мог прокормить свою женщину и детей, пока был жив сам.

Основным занятием альфа-самцов были драки за представительниц слабого пола. Тем временем мужчины-добытчики доказывали свою мужественность на реальных делах — приносили с охоты добычу, строили жилища. Жить с ними было удобно и выгодно. Практические соображения взяли верх.

Юристы и социологи трактуют термин «семья» как союз мужчины и женщины, но историки вкладывают в это понятие немного иной смысл. По их мнению, семьёй можно назвать группу людей, которые имеют общих предков. Так или иначе, древние люди были вынуждены жить вместе. Мужчины добывали еду, а женщины готовили её и поддерживали домашний очаг.

В первобытном обществе был широко распространён инцест (сексуальные отношения между близкими родственниками), а традиция заключать браки между двоюродными и троюродными братьями и сёстрами сохранялась на протяжении долгих столетий вплоть до нашего времени. Таким образом аристократы и члены королевских домов пытались удержать имущество и власть в одной семье.

Семейные отношения между мужчиной и женщиной прошли несколько этапов:

Промискуитет

Это беспорядочные половые связи, при которых невозможно установить, кто отец ребёнка. В этот период был распространён матриархат, поскольку именно на плечи женщины ложилась вся забота о потомстве.

Парный брак

Позже женщины сменили половое поведение, заменив альфа-самцов на постоянных партнёров. Однако такие союзы были довольно шаткими. Мужчине и женщине ничего не мешало расстаться.

Моногамная семья

Эволюционируя, люди поняли, что отношения нужно скреплять какими-то гарантиями. Так возник официальный брак. Он мог обеспечить целостность семьи, сохранить её материальные блага.

Из чего состоит каждая современная семья?

Основа. Это, собственно, и есть брак. Официальный союз между мужчиной и женщиной выступает гарантией их юридических прав и обязательств.

Модель отношений. К ней причастны не только оба супруга, но и их дети, родители, другие родственники.

Состав. Законодательство даёт перечень лиц, связанных кровными узами. Однако в разных кодексах (и в разных странах) этот состав может отличаться.

Принципы, задачи семейного воспитания

Воспитание в семье является сложной системой принципов и методик. Здесь проявляется влияние наследственности, природного здоровья ребенка и родителей, материального положения, жизненного уклада, количества детей, места жительства, отношения к малышу. Все эти факторы, переплетаясь, создают уникальную для конкретной семьи атмосферу, климат общения.

Основными функциями семьи являются:

  • создание оптимальных или лучших условий для развития малыша;
  • предоставление ему социально-экономической, психологической защиты;
  • передача опыта, как создать, сохранить семью, как воспитывать детей и относиться к старшим, сверстникам, младшим;
  • обучение детей полезным прикладным навыкам, умению обслужить себя, помочь близким людям;
  • воспитание чувства достоинства.

Что относится к важнейшим принципам семейного воспитания? Перечислим основные:

  • принцип открытости и доверия детям;
  • вовлечения их в жизнедеятельность семьи;
  • гуманности, милосердия;
  • последовательности требований к детям (не требовать невозможного или противоположного);
  • оптимизма в семейных отношениях;
  • взаимопомощи, заботы;
  • готовности отвечать на его вопросы.

Помимо общих принципов существуют и частные, на которых основывается развитие в семье. Это может быть запрет физического наказания, запрет на чтение чужих писем, дневников, отказ от потакания или, напротив, требования мгновенно повиноваться и многое другое.

Цель семейного воспитания — сформировать у детей качества, которые далее будут помогать им достойно преодолевать трудности. Формирование нравственности, интеллекта, эмоционального уровня, творческих способностей, первичный опыт труда, физическое здоровье малыша, его благополучие — на все это влияет семья, и все это относится к функциям семейного воспитания. Первейшими воспитателями малыша, имеющими на него самое сильное действие, выступают его родители. Еще французским философом Жан-Жаком Руссо был сделан вывод, что влияние каждого последующего воспитателя меньше влияния предшествующего.

Основы семейного воспитания

В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.

Родительский контроль

При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.

Родительские требования

Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.

Способы общения с ребенком

Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.

Эмоциональная поддержка

Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.

Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).

Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.

Первичная социализация ребенка как основная функция семьи

Говоря языком психологии, семья обуславливает первичную социализацию ребенка. Детский сад, школа, университет – вторичная социализация. Естественно, первичная важнее. Она закладывает основные способы реагирования личности на проблемы, модели поведения, установки. Что подразумевается под первичной социализацией:

  • освоение языка и эмоционального строя;
  • освоение основных ценностных норм и содержательных представлений общества.

Цель первичной социализации в семье – сформировать у ребенка социальную ответственность и умение подчинить индивидуальное общему.

Социализации ребенка проходит через имитацию и идентификацию.

  • Через имитацию ребенок усваивает элементы культуры, навыки, традиции, обряды. Но для имитации, то есть подражания, должен быть пример. И это родители.
  • Идентификация – принятие норм и убеждений как своих внутренних (или непринятие). На этом этапе еще не все потеряно. И даже если семья неблагополучная, но на ребенка оказывается более благоприятное влияние извне, то он может не принять образец родителей. Наглядный пример: в семье алкоголиков у детей обычно два сценария: повторить образ родителей или наоборот категорически не воспринимать алкоголь. Середина бывает крайне редко.

Когда члены семьи не справляются со своими обязанностями и правами, возникает дисгармония в семье. Из-за дисгармонии – дисфункциональность. При дисфункциональности семьи и других институтов общественного воспитания возникает дезадаптация ребенка и социальная дезадаптация как массовое явление. Это в свою очередь приводит к десоциализации, что и наблюдается в современном обществе.

Структура семьи

Под структурой семьи понимают её состав, количество членов, а также их отношения в совокупности. Структуру составляют:

состав семьи

системы семьи (система в целом, подсистемы детей и родителей, индивидуальные подсистемы)

параметры семьи (ролевое распределение, внешние и внутренние границы, иерархия, гибкость, сплочённость)

характер внутренних проблем (конфликт между поколениями, несбалансированность, коалиции членов, реверсия иерархии)

Главные характеристики семейной структуры

Иерархия — лестница доминантности и подчинения. Может быть как традиционной (от младших к старшим), так и искажённой.

Связь — энергетическое расстояние между членами семьи. Связь может быть очень близкой (симбоиз) и отдалённой (разобщённость). Последняя ситуация приводит к дисфункции семейных отношений.

Структура семьи в свою очередь имеет несколько видов

Нуклеарная. В состав семьи входит муж, жена и дети.

Пополненная. Семья увеличивается за счёт других близких родственников. Это могут быть бабушки, дедушки, дяди и тёти, проживающие либо в одном жилище с супружеской парой, либо недалеко от неё, но имеющие большое влияние на их отношения.

Смешанная. Формируется в результате объединения разведённых мужчины и женщины, имеющих детей от предыдущих браков.

Родитель-одиночка. В семье присутствует только один родитель, поскольку второй ушёл или умер, или же брак никогда не заключался.

Проблемы семейного воспитания

Наказание — одна из сложностей в процессе воспитания

Проблемы, с которыми сталкиваются родители:

  1. Отсутствует четкая стратегия воспитания. Отец с матерью выбирают такую же или противоположную модель поведения и воспитания своих родителей, реализуют систему методов из педагогической литературы, других источников (интернет, соседи, знакомые). Бывает, что внутри своей семьи взрослые не могут договориться и используют разные приемы, которые между собой не согласованы.
  2. Не созданы условия для жизни, отсутствует система ценностей, нет понятий о морали, духовности. Главная задача – одеть и накормить ребенка. Не все семьи в состоянии приобрести книги, специальные развивающие игры, обучающие компьютерные программы. Когда в семье думают только о деньгах, не заботятся о духовности, морали, чадо вырастает черствым.
  3. Ограничивается влияние окружения. Нет преемственности поколений, отсутствуют походы в театр, музей и т.д.
  4. Незрелость родителей. Когда юные особы становятся родителями не имея образования, профессии, определенного жизненного опыта, они не знают как за малышом ухаживать, психологически не готовы быть родителями.
  5. Недостаток внимания.
  6. Взрослые не понимают, что ребенок – индивидуум со своими потребностями, взглядами, мнением, характером. Поэтому они считают, что он не соответствует их ожиданиям.
  7. Излишняя тревожность, эмоциональность. Чрезмерное проявление эмоций (недовольство, раздражение, крик) приводит к тому, что отпрыск начинает вести себя агрессивно или замыкается. Тревожность и гиперопека подавляют самостоятельность, занижает самооценку.
  8. Позволяют все или сильно ограничивают, решают все за ребенка (с кем общаться, сколько, как и т.п.).

Важным является то, чтобы малыш (не имеет значение пол) рос в полной семье. У каждого родителя есть определенная роль в воспитании. Отец формирует чувство защищенности, он становится для ребенка примером, авторитетом, представляет силу и мужественность. Мать дарит заботу, любовь, следит за здоровьем, принимает индивидуальность чада, поддерживает, разделяет его интересы.

Большинство проблем в воспитании имеет свои корни в недостаточном внимании родителей к своему ребенку, поэтому теряются доверительные отношения.

Понятие, предмет и объект семейной педагогики

Определение 1

Семейная педагогика является наукой о воспитании в семье и изучает специфические особенности семейного воспитания, его потенциальный ресурс, разрабатывает научные рекомендации родителям по правильному формированию личности ребенка.

Становление семейной педагогики в качестве самостоятельной научной отрасли началось не так давно. Были вместе с этим определены объект и предмет ее изучения. Объектом семейной педагогики признаются состояние и тенденции развития семьи в качестве института воспитания. К предмету семейной педагогики относятся механизмы и сущность воспитания в семье, а также влияние данного процесса на формирование детской личности.

Семейная педагогика не ставит своей целью создать правила, регламентирующие каким быть человеку и как жить, а исследует обстоятельства, при которых детям будет хорошо, а при каких могут возникнуть трудности. Научные знания невозможно заменить опытом и мудростью жизни.

Виды семей и их характеристика

️ Важно рассказывать ребёнку, какие семьи бывают по количеству детей: многодетные (три и более ребёнка), малодетные (один-два ребёнка) и что семья без детей — это тоже семья (бездетная или инфертильная). ️ Ещё одна характеристика семьи — по типу воспитания

️ Ещё одна характеристика семьи — по типу воспитания.

️ Либеральная: в основе — самоопределение личности, независимо от традиционных устоев.

️ Демократическая: члены таких семей проявляют внимание и участвуют в жизни других людей. ️ Авторитарная: строится на непререкаемом авторитете старших родителей

️ Авторитарная: строится на непререкаемом авторитете старших родителей.

️ По численному составу семьи делятся на:

  • Полные — где есть мама и папа.
  • Неполные — где есть ребёнок и мать или отец-одиночка.

️ Виды семьи делятся «по возрасту».

️ Молодая семья — это отношения, которые формируются и проходят адаптацию в первые несколько лет супружества. Сегодня молодые семьи принято делить на:

  • Традиционные — когда пара молодых людей ориентируется на классические ценности.
  • Гедонистические — когда пара людей, вступивших в брак, долго живёт «для себя», не ставя значимой задачи иметь ребёнка.
  • Личностно-ориентированные — члены таких семей сконцентрированы на карьере, личностном развитии, достижении целей, финансовом благополучии. Женщина в такой семье из-за высокой профессиональной конкуренции опасается покинуть на несколько лет рабочее место, как результат — семья или не имеет детей, или — максимум одного ребёнка.

️ Семья среднего супружеского возраста — в таких «коллективах» выработаны и сложились семейные правила и стереотипы.

️ Пожилая семья — в основном, это зрелая пара, на пенсии, проживающая отдельно или вместе со взрослыми детьми.

️ Ниже дополнительно приведены научные виды семьи и их характеристика — по тому, как распределены домашние обязанности в «ячейках общества».

️ В Традиционной семье всё складывается привычно и традиционно, а именно: мужчина выступает вожаком и несёт ответственность за семью, а на женщине лежат все домашние обязанности и забота о детях.

️ В Коллективистской семье все семейные заботы и работы распределены и выполняются по очереди или коллективно.

️ Существует много различных классификаций, определяющих типы и виды семьи. Исторически семья эволюционировала, менялся её формат по такому параметру как — половые отношения между членами:

️ Промискуитет. Такой тип семьи характерен для низшей ступени развития. Никаких норм, регулирующих и ограничивающих половые отношения между всеми членами, не существовало.

️ Кровнородственная. Семьёй в этом случае являлась большая группа людей разных возрастов, но половые отношения допускались только между людьми, близкими по возрасту.

️ Пуналуальная. Такую модель можно считать началом парных союзов. В брачные отношения вступали сёстры из одного рода и братья — из другого.

️ Синдиасмическая. Это отношения одного мужчины с одной женщиной. У детей был определён биологический отец. При распаде семьи дети оставались с матерью.

️ В современной России более распространённым является Патриархальный тип семьи. Это формат семьи, где главой является мужчина, пусть даже формально. Мужчина берёт на себя ответственность, принимает важные решения в отношении членов семьи, является распределителем финансов. При таком главенстве мужчины женщина будет подчинена мужчине, а дети — своим родителям.

️ Однако, Патриархальный тип семьи в современном обществе не является абсолютным и тяготеет к партнёрским и равноправным отношениям в любых отношениях между членами. Такой партнёрский тип отношений становится всё более популярным: вклады мужчины и женщины в семейный бюджет примерно равны, чёткого разделения домашних обязанностей нет, все решения принимаются равноправно.

В современном мире также наблюдается тенденция к добрачным союзам — гражданским бракам как репетиции возможного будущего законного брака. Фактически это та же семья, но без документа о браке. Отношения к гражданским бракам в обществе разные, одним из преимуществ «пожить до свадьбы» называют положительное влияние на динамику разводов.

️Тема современной семьи будет не полной, если не затронуть вопрос однополых браков, которые разрешены в ряде стран.

Самые большой спор у представителей консервативных и либеральных сил возникает относительно права однополых пар усыновлять детей, и насколько эти усыновлённые дети смогут стать полноценными членами общества.

Что такое семья?

Чтобы разобраться, что означает слово семья, нужно посмотреть на это понятие с трех ракурсов:

  1. Социальный аспект подразумевает семью, как малую единицу, ячейку общества. У нее есть несколько задач – продолжение рода, обеспечение самих себя и своего быта, развитие общества. Это взгляд снаружи, так на семью смотрят чиновники, пишутся социальные программы помощи, поддержки и так далее.
  2. Семья как один из аспектов самореализации. С психологической точки зрения каждому взрослому человеку нужна пара. Находя ее, он получает не только юридически обозначенный союз, но и надежного жизненного партнера, свою опору и психологический комфорт. Семья помогает выжить, дает цели и мотивирует на достижения и развитие. Это взгляд изнутри, то, что видит каждый член семьи.
  3. Продолжение рода и педагогика. Содержание этого аспекта подразумевает, что семья нужна для создания и воспитания будущих поколений. Именно она является лучшим вариантом для полноценного и эффективного развития новой личности.


Что такое семья – определение

В этой статье будет обсуждаться именно третий аспект, то есть, семейное воспитание ребенка, однако стоит отметить, что без гармоничного осознания первых двух частей определения результат может быть неудачным. Например, в странах третьего мира государство недостаточно правильно относится к оказанию помощи и поддержке семьи, как ячейки общества. Это приводит к тому, что многие живут в нищете, дети не получают образования, а иногда и достаточно еды. Результатом становиться высокий уровень детской преступности и смертности, распространение проституции и наркомании.

При этом, даже если в семье достаточно денег, и они имею права и возможности на нормальную жизнь, однако в ней нездоровая атмосфера, родители постоянно ругаются и обижают друг друга, ребенок вероятнее всего вырастет с внушительным списком комплексов и страхов.


Функции родителей по отношению детей

Признаки семьи как социального института

  • наличие особых ролей: муж и жена, мать и отец, сын, дочь, брат, сестра и другие;
  • наличие норм семейного поведения;
  • брак как официальная форма создания семьи;
  • наличие особых семейных ценностей: супружества, воспитания детей, родственных связей и так далее.

Функции семьи как социального института общества связаны, прежде всего, с удовлетворением важнейших социальных потребностей. Выделим основные функции семьи: репродуктивная (рождение детей),экономическая, социализации, досуговая, первичного социального контроля, психологическая и т.д.

Значение семьи в современном обществе велико. Выделим ряд тенденций, которые характерны для данного института:

  • изменение традиционных семейных ролей (например, женщина участвует и в производственной, и в политической деятельности наравне с мужчиной);
  • уменьшение зависимости семьи от законов, традиций, нравов и увеличение зависимости от отношений между ее членами, взаимной привязанности;
  • увеличение числа юридически не оформленных семей;
  • падение ценности семьи.

В поддержке института семьи большую роль продолжает играть государство.К мерам, которое оно предпринимает, можно отнести:

  • предоставление пособий и дополнительных отпусков по уходу за ребенком;
  • введение особых льгот для беременных женщин и многодетных семей;
  • развитие семейного законодательства, направленного на защиту семьи, детей, поощрение заключения брака.

Что мы узнали?

Семья – это один из социальных институтов, в рамках которого человек реализует особые роли: супруга, родителя, ребенка. Семья как форма организации жизни возникла давно и продолжает существовать сейчас, хотя ее формы и признаки постоянно меняются. Главная функция семьи – реализация потребностей людей. Тесную связь имеет семья с институтом брака, так как государством в качестве семейных признаются только те отношения, которые официально зарегистрированы в специальных органах (ЗАГС). Глобальные изменения в обществе отражаются на семейных отношениях и часто порождают некоторые проблемы. К примеру, в настоящее время существует тенденция к падению ценности семьи и увеличению неполных семей

Государству важно сохранить институт семьи, так как он является самой устойчивой формой (семейные роли сохраняются всю жизнь человека). Оно оказывает социальную поддержку семей, создает благоприятные условия для заключения браков

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Для чего нужна семья?

Каждый человек нуждается в близких и любящих людях, которые разделят с ним радость и поддержат в трудной ситуации. Основная функция семьи — удовлетворение духовных потребностей человека. При создании молодой семьи на первом месте должна стоять именно духовная составляющая, ведь тёплые и доверительные отношения — залог крепкого и гармоничного союза.

Когда люди влюблены, им приятно проводить время вместе. Общение их окрыляет и вдохновляет, они делятся друг с другом мечтами и планами на будущее. От такого общения человек питается энергией позитива и радости, чувствует уверенность в завтрашнем дне. Два любящих человека — это неразрывное целое. Они закладывают в семейный фундамент духовные ценности: любовь, понимание, сочувствие, сопереживание.

Без духовной поддержки жить в обществе тяжело, поэтому человек подсознательно ищет круг «своих» людей, на которых можно положиться. Это необязательно кровные родственники. Семьёй можно назвать преданных друзей, единомышленников, братьев по «духу».

Но большинство людей всё-таки предпочитают создавать настоящую семью с детьми и внуками. В окружении родных человек чувствует себя уютно и спокойно. Основа семейного союза состоит из эмоций. Они могут быть как положительными (любовь, доверие), так и отрицательными (обида, злость, ревность).

По мнению психологов, каждая семья неизбежно должна пройти несколько этапов отношений. Это влюблённость, притирка, смирение и т.д. Только успешно пройдя все эти ступени, можно выйти на уровень настоящих гармоничных отношений. К сожалению, большинству семейных пар не удаётся дойти и до половины пути. Многие супруги просто «застревают» на определённом этапе. Зрелые пары, которые преодолели все этапы и семейные кризы, могут служить образцом для молодого поколения.

Типы семей и особенности воспитания

Ребенок счастлив в полноценной семье

В зависимости от модели воспитания выделяют такие типы семей:

Диктатор. Один из членов семьи оказывает систематическое давление, в результате чего подавляется инициатива других ее членов. От ребенка требуется полное подчинение, его действия регулярно контролируются, критикуются, также оказывается физическое, моральное давление и наказание. В результате такого воспитания дитя становится психически неуравновешенным, злым. Родителей он не уважает, а боится.
Чрезмерная опека. Отец с матерью считают своим долгом выполнить все желания, угодить, всячески ограждают отпрыска, не дают ему приложить какие-то усилия, столкнуться с трудностями, принимают решение проблем за него.
Безучастие. Отношения в семье строятся по принципу самостоятельной жизни родителей и ребенка. Дети лишены заботы, тепла, любви, живут сами по себе. Взрослые не являются для них авторитетом.
Противостояние

Родители и дети доказывают свое мнение, не обращая внимание на чувства, точку зрения других членов семьи. В результате такого воспитания ребенок неадекватно себя оценивает, вступает в конфликт, грубит, скандалит, цинично относится к окружающим и т.д.
Снисхождение

Взрослые не жестко контролируют детей, дают им самостоятельность и свободу выбора. Конфликтов в таких семьях минимальное количество. Один из родителей общается с ребенком, а другой старается делать это как можно меньше. Дети учатся средне в школе, не имеют психических заболеваний, имеют высокую самооценку, хорошо умеют адаптироваться.
Совместная деятельность (авторитетная). В такой семье доверительные, теплые, уважительное отношение друг другу. Контроль ребенка есть, но при этом он развивается самостоятельно. Родители в воспитании используют поощрение, меняют требования в зависимости от его возраста, развития, потребностей, мнения. Поэтому такие дети умеют сами принять решение, хорошо адаптируются, имеют лидерские качества, меньше других поддаются негативному влиянию.

Оптимальный тип воспитания – авторитетный. Он гармонично развивает ребенка, способствует формированию самостоятельности, реализует все цели воспитания.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий